четверг, 16 июля 2020 г.

Начинающему оратору

Как избавиться от волнения?
  • Волнующийся артист на сцене это сегодня такая редкость. Волнение всегда говорит о том, что человек не бессовестно относится к тому, что делает. Евгений Гришковец.
Да никак! Избавляться от этого не нужно. Именно это волнение помогает активизировать мышление и заставляет организм работать артистичнее. Для многих ораторов это своеобразный допинг и источник удовольствия. Приведу изречение Д.Карнеги:
  • «Вы хотите избавиться от страха перед аудиторией? Давайте посмотрим, чем он вызывается. Страх порождается невежеством и неуверенностью. Говоря другими словами, страх является следствием недостатка уверенности в себе. А чем вызывается последний? Он представляет собой следствие вашего незнания того, что вы действительно можете сделать. А это незнание в свою очередь вызывается недостатком опыта. Когда у вас за плечами будет багаж успешного опыта, ваши страхи исчезнут; они растают, подобно туману под лучами июльского солнца. Несомненно одно: чтобы научиться плавать, надо броситься в воду.»
О страхе
«Я не трус, но я боюсь…»
Одной из главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.
  • Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно - поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно - еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе не комната?
Это отсутствие информации заполняется чем угодно нехорошим.
  • И воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь
И подсознание заполняется информацией. Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если...
• Сами догадались, чем это можно продолжить.
Но как только появляется изображение, уже не страшно. Уже видно.
• Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно, то есть опять нет информации, то страх продолжается. Или даже усиливается.
А касательно ораторского искусства? Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом действии информации почти ноль. Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации, и от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах. Хочется спрятаться или убежать. А вот выступать не хочется.
• Знакомо?
Что делать?
Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом. Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.
Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.
А именно. Представьте, ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.
• Только не переборщите! Иначе начнете волноваться в другую сторону.
Далее. Страх выступления. Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем. Когда мы думаем о том, что может случиться.
• Перебирая при этом, конечно, самые худшие варианты.
Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений.
• Если, конечно, таковой опыт существует.
Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.
Третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения.
• Мысли об удаче – приносят удачу.
Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.
Ведь страх - это отсутствие информации в подсознании, отсутствие опыта.
Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее. Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи. Далее. Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это возможно. Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее. Следующее, пригласите и посадите в зал максимальное количество, какое возможно, известных Вам людей. И пусть эти люди успокаивают ваше испуганное подсознание. Заранее подготовьте вопросы, которые Вам зададут, и заранее придумайте на них ответы. И, если Вы так сделаете, что каждая деталь вашего выступления будет Вам известна - подсознанию не о чем будет переживать! Все будет заранее знакомо. А значит, и волнение будет минимальным.
Все же, такой идеальное выступление возможно не всегда. Есть ситуации, когда нужно выступать экспромтом, толком не представляя своей речи, не зная своей аудитории.
• Бывает.
А еще бывает, что страх уже просочился в подсознание, неожиданно нагрянул. Прямо перед выступлением. Внутреннее состояние меняется, мало контролируется, появляется скованность. И полезно знать, что же в таких ситуациях делать, как себя вести.

Методы преодоления скованности

Если я когда и краснею, то только от удовольствия. Натали Клифорт Барни

Приведем примеры, что лучше делать для преодоления скованности и излишнего волнения.
Перехватило дыхание. Предлагаю голосовой метод. Сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной «у». Например: ух, круг, пух…
Тяжело говорить. Хорошей разминкой перед выступлением является промычать громко и выразительно что-либо с сомкнутыми губами. При этом можно хорошо разработать голосовые связки, повышая и понижая тон звука. (Как приближающаяся и удаляющаяся электричка в метрополитене).
Комок в горле. Сосредоточить свое внимание на этом комке. И не бороться с ним. А наоборот. Помогать ему. Попытайтесь сделать его больше и тяжелее. «Попытайтесь», потому что при таком внимании комок начнет таять и уменьшаться.
Дрожь в коленках (и другая нервная дрожь). Направьте свое мысленное внимание в дрожащее место. Обычно сразу же помогает. Если еще нет – то сознательно принудите эти коленки дрожать. А еще лучше подрожать всем телом. И непроизвольная дрожь сама уймется. Но это все вышеперечисленное, если Вы еще за кулисами. Если же Вы уже выступаете – помогают любые движения. Можно походить, взять в руки указку или наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом. И т.д. Любые движения.
Покраснение или побеление кожи лица. Сделайте этот «минус» собственным «плюсом». Ведь публике обычно кажется, что это признак искренности оратора.
Чтобы не бояться, что всё забудете. Освойте метод пауз и пользуйтесь план-конспектом.
Тем, кто говорит много и путанно. Освойте речь с паузами! и метод «коротких предложений».
Если сложно смотреть в зал. В таком случае выберете среди присутствующих симпатичное лицо, и обращайтесь к нему. Позже, оправившись от страха, найдите еще пару таких людей. Обращаясь к ним, и переводя взгляд с одного на другого, Вы создадите впечатление, что обращаетесь к каждому в зале.
В любом случае лучшие друзья для преодоления скованности – знания и опыт. Вооружитесь знаниями и приобретайте опыт выступлений. И с каждым применением опыта, дискомфорт будет заменяться удовольствием от хорошо выполненной работы.
Ошибки
Рассмотрим одну из причин волнения перед аудиторией:
• желание стопроцентного успеха, боязнь сделать ошибку.
У многих людей есть страх, психологический страх, совершить ошибку. Касается он не только выступлений, а и любой деятельности, где есть общественное мнение или возможна критика со стороны. Частично, этот страх есть у большинства людей. Это нормально. Но не нормально зависеть от этого страха.
К ошибкам полезно относиться нормально, как к неотъемлемой части любого обучения. Если Вы учитесь - удачи и ошибки чередуются один к одному. Если Вы не ошибаетесь - значит делаете что-то уже известное, освоенное. Ошибки полезны и крайне необходимы при обучении. Подчеркиваю, при обучении. Вместе с правильным решением, ошибки более полно дают прочувствовать новый навык. А разрешение себе делать ошибки дают свободу действий, поисков и экспериментов. Тот, кто чаще ошибается быстрее обучается, чем тот, который старается обойтись без ошибок.
Многие люди, выступая публично, болезненно относятся к своим ошибкам, даже к мелким и незначительным. И это отношение к ошибкам мешает им чувствовать себя уверенно при выступлениях.

Практическое упражнение
Прочтите текст. В нем так много ошибок! Но помешает ли это вам понять основной смысл?

Иемет ли знаечние, в ккаом поярдке нходаятся бкувы в солве? Паривьлно, не иеемт занчнеия, ведь мы чтиаем слвоа, а не бкувы! Лшиь бы блыи в солвах нчаальные и кноечные бувкы на совем мсете. А иемет ли зачнение, как мы потсавим солва в прделожеини? Тжое смаое, знченаие иемют клчюевые солва, не а их поярдок. Гвоорите о гавлном не и бйтоесь оибшиться млеочах в!

Зрительный контакт

В нашей культуре не принято смотреть, заглядывать кому-то в глаза. Не принято, не культурно, не прилично.
• Это считается входом в личную зону человека.
Многие стыдятся заглядывать в глаза другим людям, и сами отводят глаза, когда в них кто-то смотрит. А вот оратору смотреть зрителям в глаза необходимо! Зрительный контакт является важным элементом удачного публичного выступления!
• Оратору контакт глаз необходим и для уверенности в себе при выступлениях. Для собственного спокойствия очень полезно видеть реакцию слушателей на свою речь.
Установить зрительный контакт со слушателями важно еще до начала выступления. Вы вышли к аудитории спокойно, уверенно – уже произвели благоприятное впечатление. Его следует закрепить. Не стоит сразу говорить. Пауза. Необходимо увидеть, готовы ли окружающие вас слушать, наладив контакт глаз.
• Иначе, у аудитории сложится впечатление, что вы говорите сами для себя и постепенно внимание к вам ослабнет
Взгляд оратора, в сочетании с речью и жестами, производит на аудиторию сильное воздействие, усиливается значение отдельных слов и речи в целом.
Зрительный контакт - очень важный навык в нашей с Вами, деятельности. Только по тому, как выступающий смотрит на аудиторию, можно определить, оратор ли это вообще. Без зрительного контакта оратор не может влиять на зрителей, не может добиваться своих целей при выступлениях.
• Спокойный взгляд на публику - показатель уверенности в себе человека, показатель психологической зрелости и профессиональной компетенции.
Чтобы наработать навык спокойного взгляда - нужны выступления. Во время выступлений контролируйте себя, не избегайте взгляда с аудиторией, заставляйте себя смотреть только на людей, и так до полного закрепления навыка.
Чтение текста
Вы, видели когда-нибудь оратора читающего по бумажке? Видели? Согласитесь – печальное зрелище.
• Мне почему-то первым делом вспоминаются речи Леонида Ильича Брежнева. Он обычно читал по бумажке. Тогда это было принято. Но слушать было ну очень скучно!
А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.
• Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают.
Я присутствовал на многих презентациях, где часто читают подготовленные речи с листа. Только не все это умеют делать. Чтение перед аудиторией, действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.
Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.
• И читать и видеть тех, кому читаешь
И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.
• Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.
Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.
• Вспомним наши замечательные лекции в институте…
Так как же читать с листа, не теряя зрительного контакта? Об этом и поговорим.
• И даже выполним практические упражнения.
На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.
Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.
Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Практическое упражнение
«Правильное чтение»
• Конечно же, правильного чтения не бывает. Вернее, бывает, но если вводятся какие-то правила. Но если есть разные правила, значит какие-то из них не совсем правильные, что ставит под сомнение само понятие "правильные". На правильность и истинность мы не претендуем, поэтому название взято в кавычки. Но ссылаться на эту технику "правильное чтение" мы будем часто в нашем с Вами обучении.
Соединяем пользу говорить с паузами и полезность смотреть в глаза. Работа в парах.
Первый номер будет читать текст, второй слушать.
Читать нужно с паузами. Во время пауз вы читаете текст глазами, про себя, а в слух произносите слова, лишь оторвавшись от текста и увидев глаза напарника. То есть, сначала устанавливается зрительный контакт, а уж потом произносится текст.
И не просто увидев глаза другого человека, а хорошо увидев. Не старайтесь запоминать слишком длинные и логически законченные отрывки текста. Произносить можно около пяти слов, плюс-минус два. На каждом знаке препинания, обязательно выдерживается пауза. А во время этой паузы вы опускаете глаза и вычитываете следующие фразы. Поначалу паузы могут быть слишком большими. Это нормально. С опытом, длина пауз нормализуется, и речь становится красивой, стройной, неспешной.
• И, что интересно, этот навык можно довести до такого мастерства (и это очень легко – практика и еще раз практика ), что слушающие вас будут думать, что вы отлично знаете текст, который на самом деле впервые увидели только перед выступлением 
Второй номер. Вы следите за "правильностью" чтения, чтобы слова произносились только после установления "зрительного контакта"
На упражнение две минуты.
• Полезно помнить об этом упражнении при публичных чтениях. В реальности не нужно выполнять это упражнение в чистом виде. Читайте так, как это будет удобно и вам, и вашим слушателям. 
Начните читать текст с заданного номера
• Чтобы все пары читали разные тексты.


1.
Юноша путешествовал в поисках великого гуру. У него с собой было 8 фотографий одного и того же человека, снятого с разных сторон. Эти фотографии подарил ему друг.
Вскоре этот друг получил письмо с таким содержанием: «Большое спасибо! Я нашел и получил духовное развитие от семерых великих людей, чьими фотографиями ты меня снабдил! И уже напал на след восьмого…»
2.
Мастер вёл беседу, когда в зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая внимания на присутствующих:
— И ты променяла университет на сказки этого идиота?! Чему же он тебя здесь научит?
Девушка встала, спокойно вывела отца из зала и сказала:
— Общение с ним дало мне то, что не смог бы дать ни один университет — он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твоё недостойное поведение.
3.
Два путешественника отправились в горы. Когда они преодолели уже полпути, новичок обвёл взглядом подлесок и стал сокрушаться:
— И где же тот прекрасный пейзаж, о котором ты постоянно говорил?
Его опытный спутник усмехнулся:
— Ты находишься в самом его центре, в чём убедишься сам, когда мы достигнем вершины горы.


Важность каждого слова

Прежде всего, обратите внимание на то, что все слова имеют смысл.
Слова - это лишь символы, это набор звуков. Слова могут что-то обозначать, но только в том случае, если услышавший их человек переведет эти символы обратно в их изначальный смысл.
• Для нас имеют смысл только те слова, которые мы знаем. Что подразумевается под словом "шоколад" знают все. А что подразумевается под словом "макрель" знают уже не многие. А что подразумевается под словом "цинерария"?
Когда мы говорим, мы переводим наши мысли в звуки. И делаем это в надежде, что услышавший переведет эти звуки в прежние мысли.
А нам, как ораторам хочется, чтобы нас услышали, чтобы нас поняли. Подумаем, что же нужно для этого?
Чтобы передать смысл каждого слова, нужно:
1. так сказать, чтобы эти слова были отчетливо сказаны;
2. так сказаны, чтобы они были услышаны, причем, обязательно!
3. чтобы услышав, слушатель понял смысл сказанного.
Не говорите ненужных слов!
Полезно не говорить ненужных слов. Закрепить за собой образ человека, который взвешивает каждое слово, каждое слово подает как важное. Такого оратора будут слушать. И слушать всю его речь.
В данном случае, полезно внимательно следить за всей аудиторией, и обязательно останавливаться, как только кто-то отвлекается. Такая речь дисциплинирует аудиторию. Оратора слушают и уважают. Чтобы обладать такой речью - нужно тренироваться.

Аудитория чувствует, что здесь не бросают слова на ветер.


Пауза
Кто молчать не умеет – тот и говорить не способен
(нар. мудрость)
Для чего она нужна, пауза?
Это очень важный элемент речи. Используется:
  1. для привлечения внимания и поддержания дисциплины
  2. для подчеркивания важности фразы или высказывания
  3. как время слушателям для обдумывания и усвоения трудного материала
  4. между частями доклада
  5. после произнесения речи
1. Для привлечения внимания. Пауза делается в начале речи для того, чтобы удостовериться, что контакт с аудиторией осуществлён. Периодически, в течении доклада, можно делать короткие паузы, чтобы убеждаться в том, что Вас слушают.
2. Для подчеркивания важности информации. Пауза делается обычно после важных или значительных фраз. И в этот момент у слушателей в голове звучат последние слова оратора. Можно делать паузу перед важной информацией, акцентируя на этом внимание. Например: «Сейчас я скажу основную причину низкого урожая зерновых». После этого делается пауза. И даже те, кто не слушал – обратят внимание на следующее высказывание.
3. Пауза – время отдохнуть и подумать как оратору, так и слушателю. Постоянное произнесение речи и постоянное слушание – тяжелая работа, и нужно выделять короткие промежутки времени для отдыха или переваривания уже услышанного. Если Вы об этом не позаботитесь – слушатели устанут и перестанут Вас понимать. Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждого слова.
4. Между частями доклада.
5. После окончания речи не стоит сразу покидать трибуну или садиться на место. Если слушатель благодарен за Вашу работу, и Вы добились поддержки и внимания, то нормальной реакцией на это будут аплодисменты. И будет неблагодарно с Вашей стороны не принять их. К тому же хорошо будет, если за эти аплодисменты Вы слушателя поблагодарите. Поэтому не забывайте между окончанием речи и Вашим уходом сделать паузу. Даже если не будет аплодисментов Вы увидите и почувствуете реакцию аудитории на Вашу речь.
Пауза не есть прекращение речи или просто молчание. Это элемент речи, это прекращение разговора с удержанием внимания. Или даже с усилением внимания.
Пауза может гармонично вплетаться в Вашу речь. И это достигается интонированием голоса при входе в паузу и интонированием при выходе из паузы. Так же изменяется темпоритм голоса при входе в паузу. Но можно сделать контраст между паузой и речью что сразу же привлечет внимание.

«Мусор» в словах, и как с ним бороться?

• Слова как слова. В общем, типа, короче, как его, эээ, ну, мммм... Это, по функциям, служебные слова. Предназначенные для связывания предложений в одну целую речь. Ничего плохого они не делают. Помогают. Но... и засоряют речь тоже. Они, по сути, не несут какой-либо информации, они, как паразиты. Живут в нашей речи, засоряя эфир, залазят в наши уши.
Бороться с этими "посторонними" словами не нужно. Полезно их заменить… паузами. Именно паузами.
У многих людей слова паразиты и различные «э-э», «м-м» являются связывающими элементами, вставками в речь вместо пауз. Боязнь сделать паузу почему-то распространена у людей, особенно у волнующихся при выступлениях. Именно психологический страх сделать паузу заставляет многих людей говорить лишние слова и издавать ненужные звуки.
• Важно спокойно воспринимать состояние, когда мыслей нет. Обычно людям это непривычно, пауза кажется неловкостью. Именно поэтому, в момент, когда нечего сказать, мы торопимся заполнить паузу и издаем ничего не значащие звуки. Или используем мусорные слова, от которых наша речь эээ…
Как только человек перестает бояться сделать паузу – лишние слова исчезают.
Поначалу приходится сознательно контролировать все слова, «мусорные» слова и слова-паразиты и заменять их паузами. После упражнений для выработки пауз они все исчезают, и вместо них появляются паузы.
• Именно поэтому, выполняя сегодняшние упражнения, привыкните к мысли, что пауза – это красиво! (И уж точно гораздо более эффектно «звучит» чем различные «э-э-э-э» «м-м-м-м», «вот» и так далее). Прочувствуйте, что можно не волноваться за то, что же сказать дальше – достаточно немного подождать, многозначительно помолчав. И мысль придет.
"Мусорные" звуки могут встречаться не только между предложениями, но и перед ними. Часто, речь начинается каким-либо мычанием, в знак того, что речь началась. Это тоже нужно заменить паузой, помните, паузой перед речью.
Конечно же, есть слова, специально вставляемые в речь для придания ей колорита. Есть такие слова. Возможно, те же самые. Но... задача у них другая. У них есть свое предназначение. Они служат для украшения речи, или для других задач. Выбросив эти слова, мы сделаем речь пресной. Да, такие слова, которые мы вставляем специально, не нужно удалять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий